1. Уже понятно: встреча была неизбежна: к ней обязывает концептуальное единство. Но неизбежность еще не конец. В мире она не первая. Вряд ли последняя. Массовость явления открывает простор для гипотез.
2. Итак, художник попадает в Интернет. Обычно (или всегда?) это заканчивается (для художника) плохо. Обычно (или всегда?) – виртуализацией музея, галереи, магазина. Или мертвый проектом…
3. Почему так? Одна из очевидных причин – характер контента. Проблема художника в Интернете, как любого изображения там, в том, что Интернет не только свалка – там многое таки эффективно находится. (См. выше рассуждение о роли поиска.) И эта эффективность именно практическая, т.е. удовлетворяющая потребности за пределами любопытства. Практичность же гарантирует осмысленность.
4. Ищущий находит всегда. Но затраты разные. И если искомое – текст, его найти несравненно легче. Если это, конечно, понимать текст в нормальном, не в культорологическом смысле, т.е. как просто буквы, соединенные в слова и далее в предложения и т.д., а не выдумывать «тексты города». В тексте, как ни где, значение отделено от формы, а конкретное от абстрактного. Поэтому приблизительное равенство и релевантно (в практическом(!) смысле).
5. Благодаря указанному неравенству слова и образа художник в Интернете обречен на забвение – по техническим причинам. Он там утонет, чему масса примеров.
6. Коммуникативная активность может стать спасительной для него (или для дела), но она существует вопреки технике (может, оно и к лучшему).
7. Так как найти что-то визуальное? Этой семантической (культурной, …) проблеме и посвящено творчество (или жизнь) художника, создавшего сайт, - еще одну, не самую плохую веху на трудном пути.
--
Всем очевидна большая абстрактность слова. Но помимо четкой отделенности от формы, для текстов (фраз и т.п.) используются иные, отличные от естественных для визуальных образов, критерии равенства. Например, коммуникативной (важнейшей для человека) практической области деятельности главная цель оценки изображения (субъекта коммуникации) – установление факта равенства. Похожесть одного человека на другого не позволяет заменять одного – другим. А для оценки подавляющего большинства высказываний достаточно как раз похожести, не обязательно не только точное совпадение фраз, но даже зачастую хватает и очень приблизительной похожести смысла, чтобы принимать одно как эквивалент другого. Это как бы абстрактность «в квадрате».
Отчасти еще и поэтому Интернет – словесная среда. Сеть столь абстрактна подобным же образом. И поэтому она для художника – чужбина.
Однако мир растущих возможностей требует постоянной их генерации, а вот для этого текст не годится. Приблизительное равенство убивает иллюзию новизны, если таковой и не было. Другое дело внешний вид. А значимость визуальной разности для человека, интуитивно переносимая на любые виды деятельности, превращает ее в новизну почти на халяву. Так человечество и решило для себя проблему бесконечной генерации. И даже придумало специальную профессию – дизайн. В наше время единственное содержание дизайна – создавать новизну там, где ее нет.
Отмеченное также свойственно Интернету, и так же вредит художнику, ищущему свое место там. Потому как его задача – визуальная, но содержательно новая. Казалось бы, вещи сами говорят за себя, но кто же их услышит в таком шуме?
Так, по спирали, мы снова пришли к вопросу поиска, но если «снова», значит – рефлексивно. Кроме очевидного существует невидимое. В данном случае невидимое – это урок. Урок внимания: искать и находить. Найдя – ценить. Оценив – говорить.
Художник вызволяет из небытия, то, чего как бы нет, быть не должно, и то, что есть, яснее превращается в то, чего быть не должно.
Эта мысль уже патетична, но есть большая.
Собственно, для каждого нормального человека проблема поиска – в невидимом своем варианте – должна быть, по крайней мере до времени, центральной. Но невидимое недоступно, а видимое наводит на мысли. Поэтому приглядимся, как ищет художник.