Поездка в Коломну
Никита Алексеев
9 Февраля 2005
Русский журнал

Полумесяц - не рисовать!
Продолжается первая Московская биеннале современного искусства, такая-сякая. В первый раз Москва решила стать чем-то вроде Венеции или Сан-Паулу (попытки выйти за рамки самой себя Москва, правда, уже совершала неоднократно) и, будем надеяться, лет через двадцать затмит их по части современного искусства.
А пока - на биеннале начинают происходить странности.
Хотя почему странности? Это просто московские события, и можно бы уже привыкнуть. Привыкать не хочется.
На открытие выставки "Россия-2" в ЦДХ явились члены Московского союза художников. Обследовали экспозицию на предмет ее соответствия православию и русской идее, пришли к выводу, что соответствия не наблюдается, а вовсе наоборот, и возмутились духом. Затем подали иск в прокуратуру, требуя предать суду организаторов "России-2", то есть галерею Марата Гельмана и директора ЦДХ Василия Бычкова. Также - художников. По мнению православных мосховцев, организаторы и участники этой выставки повинны в следующих грехах и уголовных преступлениях: кощунстве, разжигании религиозной и национальной розни, глумлении над исконно русскими идеалами, сатанизме, духовном терроризме, а также аж в том, что выставленное является угрозой безопасности Российской Федерации.
Уже было. Но термин "духовный терроризм" - это новое. И на редкость гнусное. В стране, где терроризм справедливо ассоциируется со взрывами в метро и на стадионах, с захватом школы, словосочетание "духовный терроризм" провоцирует на самые резкие меры. Какая разница, что за терроризм - духовный, пластический, визуальный, осуществляемый средствами живописи, графики, фотографии, скульптуры, видео? Терроризм, и все тут. С понятными последствиями для "террористов".
Что же касается "угрозы безопасности РФ", то, по-моему, это странно. У меня предположение, что какая-то выставка может угрожать безопасности России, вызывает прилив возмущения. За державу обидно. Неужели Россия - такая слабая страна? Проще всего предположить, что заявители в прокуратуру относятся к категории лиц с расшатанной психикой, во всем видящих тайный смысл, заговор и дьявольские козни. Или их обуревают подавленные комплексы?
Есть, например, люди, которым если покажешь палец, то они непременно не увидят в нем ничего, кроме пениса. Таким пора обращаться к психотерапевту. Или к духовнику. С мосховцами, пожалуй, все же обстоит сложнее. Они - люди политизированные, в худшем значении определения Аристотеля, сказавшего, что человек есть zoon politikon, "общественное животное". Они идут не за пастухом, а прямиком, унюхав гнусные общественные тенденции, в гнилой овраг.
Но они непредусмотрительны. В письмах, распространенных ими в Сети, есть дивное предложение Думе законодательно запретить в современном искусстве использование религиозных символов. По-моему, эти парни рубят под собой сук. Можно запретить абстракционистам рисовать перекрещенные линии: абстракционизм как был, так и остается явлением глубоко чуждым для русской души. Его, вообще-то, надо запретить как таковой, поскольку он является продуктом жидомасонского заговора, про что много написано в книгах проницательных истинно русских культурологов и искусствоведов.
Далее. Надо запретить рисовать на утренних и вечерних пейзажах полумесяц, являющийся религиозным символом для мусульман. Только желательно об этом сперва спросить мусульман.
Признаюсь, я не видел творчество заявителей в прокуратуру. Но по стилистике написанных ими текстов можно предположить, что одним из неизбежных сюжетов в их живописи является изображение церкви. Само по себе церковное здание религиозным символом не является. Однако в соответствии с вынесенным в Думу предложением церкви надо рисовать без крестов.
Что как-то странно и вовсе не православно. Возможно, что ключевым в идее запрета рисования религиозных символов является запрещение именно в сфере современного искусства.
Что такое "современное искусство" - не очень ясно. Современное кому, чему, на протяжении какого отрезка времени? Но логически рассуждая, эти члены Московского союза художников, творя сейчас, являются моими современниками, а также современниками художников, участвующих в "России-2". То есть современными художниками. И должны подчиняться закону, который сами предлагают. Если же мосховцы не считают себя им и мне современниками, из этого логически следует, что они живут в ином хронотопе, в параллельной вселенной и в параллельной России. Там они, разумеется, вольны принимать какие угодно законы. Я в эту параллельную вселенную со своим уставом не лезу и вам не советую. Но не теряю надежды на то, что Россия все же одна и что в этой стране, как ее ни номеруй, могут мирно жить разные люди.
Рака позлащенная
Например, московские концептуалисты, про которых журнал WAM издал "Золотую книгу", подготовленную замечательным художником и коллекционером Вадимом Захаровым и искусствоведом Екатериной Деготь. В книге - работы и тексты высшего эшелона отечественного концептуализма (Ильи Кабакова, Андрея Монастырского, Виктора Пивоварова, "Коллективных действий", Льва Рубинштейна, "Медицинской герменевтики", Дмитрия Александровича Пригова и других). Книга на самом деле золотая и очень тяжелая, весит почти 4 килограмма (415 страниц), в золотой суперобложке, с золотым обрезом, с иллюстрациями, напечатанными на золотой бумаге. Будь таким образом оформлено очередное роскошное издание про дворцы Кремля или, скажем, изданный Зурабом Церетели альбом про самого себя, - говорить было бы не о чем.
А когда про концептуализм все на золоте и сияет эта книга как церковный купол, - странно. Получился ковчег-реликварий, в котором сложены мощи московского концептуализма. Хорошо бы на него посмотреть вышеупомянутым мосховцам, думаю, они бы еще раз возмутились духом. И заявили - какие это мощи? Это палки, куски ваты, куриные косточки, тряпочки.
И отправили бы письмо в компетентные органы про то, как народу дурят голову. И правда дурят. Задаром раздают опиум народу. Но ковчежец, повторяю, тяжелый. На презентации "Золотой книги", состоявшейся 4 февраля в галерее WAM, Пригов, получив ее в руки, сказал: "Хорошая вещь. Удобная для того, чтобы бить по голове в дзенских целях - провоцировать сатори у учеников". Слова Дмитрия Александровича привожу по чужому пересказу, потому что на презентацию, где собрались почти все наши арт-критики и герои "Золотой книги, не пошел, - поехал в Коломну.
Об этом дальше.
Но сомневаюсь, что этим удивительным изданием кого-то будут бить по голове. Скорее всего, оно уляжется на кофейные столики в высшей степени буржуазных квартирах в качестве знака причастности к эзотерической традиции московского концептуализма, давно живущего в многочисленных собственных перевоплощениях. То есть, я считаю, это гностически-буддийская диверсия против русского народа.
И жалко, что в "Золотую книгу" не включена "Иерархия аэромонаха Сергия. Перевод обсосов Военного ведомства МАНИ (Московского архива нового искусства) на положение резидентуры", составленная в 1986 Андреем Монастырским и Владимиром Сорокиным.
Этот провиденциальный документ многое объясняет в подрывной деятельности московских концептуалистов, отчасти повинных в том, что "Россия-2" сейчас угрожает ГБ РФ.
Приведу некоторые цитаты. "Маршал Илья Кабаков. Переводится на Краснопрудную 8. Кличка: Топор. Задание: тайный советник в пределах Московской области. С указанием". С Краснопрудной маршал Кабаков, впрочем, скоро перевелся в Нью-Йорк и начал рубить оттуда, указаний не слушая.
"Генерал армии Андрей Монастырский. Переводится в Реутово-8. Кличка: Обсос. Задание: тайный попечитель ВДНХ и Московского метрополитена". Что у нас с ВДНХ происходит - видите сами. Сплошные ларьки. А метро?
Одна реклама, и скоро пенсионеров перестанут пускать в это подземелье. "Генерал армии Владимир Сорокин. Переводится в Яму. Кличка: Расклин. Задание: тайный наблюдатель околоземных наблюдений со спуском 40". Сорокин расклинился до того, что его богомерзкие сочинения идут вразрез с Достоевским. Наверно, потому что у него спуск с таким масонским градусом.
"Генерал армии Никита Алексеев. Переводится в Эльзас-Лотарингию. Кличка: Часы. Задание: женские дела". Я на самом деле вскорости оказался во Франции, где, видимо, прошел стажировку в секретной школе, где готовят Бондов.
"Генерал-майор Иосиф Бакштейн. Переводится в Лось-А. Кличка: Шнырь. Задание: низовое распределение платного жидовства с подъемом". Ныне Бакштейн - главный куратор Московской биеннале. Во как, Иисусе, спаси! Подъем - мощнейший.
Просто собачий столик
А я, повторяю, отправился не в Эльзас-Лотарингию, а поближе, в Коломну, на 101-й километр, смотреть выставку "Что вы наделали, коломенцы?" в тамошней галерее "Лига", входящей в программу биеннале. Со мной никто из наших арт-критиков, кроме Александра Панова, туда не добрался. Все пошли внимать сиянию "Золотой книги". А жаль.
Во-первых, полезно иногда выезжать за пределы МКАД. Во-вторых, на выставке в Коломне можно было увидеть много не менее, а может, и более интересного, чем на основных биеннальных площадках. По-моему, это один из самых умных проектов Биеннале. И замечательно, что современная культура начинает приживаться не только на столичной почве.
Впрочем, в Коломне она предстала в специфической форме. Владимира Архипова, выросшего в Коломне создателя этой выставки, и его коллекцию я знаю уже довольно давно. По образованию он врач, но в начале 1990-х его потянуло в искусство. О вкусах не спорят, но, по-моему, Володя быстро понял, что художник он - как многие тысячи других. И занялся очень важным, очень разумным, очень человечным делом.
Стал собирать изделия людей, живших в условиях тотального дефицита или привыкших все делать своими руками, даже когда формула "товар - деньги" стала очевидной. Тех, кто из дорожного знака делал лопату для уборки снега, из дисковых носителей памяти советских ЭВМ - телевизионную антенну, а из стиральной машины - бетономешалку. Разумеется, прежде всего, это - из области "голь на выдумки хитра". Но Архипов, будучи хорошим антропологом, путешествуя по России и отыскивая предметы для своей коллекции (включающей несколько сотен единиц и с успехом показанной в Москве, Любляне, Бирмингеме, Берлине, Кремсе, Баден-Бадене и еще много где), не просто интересовался курьезами.
Он дотошно опрашивал авторов этих удивительных предметов, как, зачем и почему они их сделали. Издал подробный каталог, снабженный CD с записью собранных интервью. Сделал много часов видеозаписей.
Результат - ценнейшее социопсихологическое и политэкономическое исследование. Москвичи, если у вас нет фобии к преодолению сотни километров, отправьтесь как можно быстрее в очень красивый город Коломну и посмотрите, что натворили коломенцы, произведения которых находятся в коллекции Владимира Архипова. Обитателям Сиднея я советую то же самое.
На эти ошеломительные артефакты надо смотреть глазами, а не читать пересказы. Я лучше приведу несколько цитат, слова авторов произведений. Евгений Петренко, "Столик собачий", 1997: "...Это все для собачки, для еды, для нашей собачки, чтобы у нее пища проходила ровненько... ха-ха без изгибов, чтобы сразу попадала в желудочек. Положено так, инструкция есть такая - собачка должна питаться под углом определенным, вот мы и сделали ей. А кто ж тут еще сделает - не художник же... Да никак не называем, просто - столик. Собачий столик. Один раз кушает собачка в день... ха-ха-аа... Мы ж делали из чего попадется. Ну, попалась вот такая досточка... мы ж специально не задумывались. Это вот тебе интересно, а нам совсем не интересно. Может тебе собачку подарить? Мы тебе и столик отдадим. Ты не хочешь себе друга иметь?..." Григорий Саморин, "Лобовой щиток", 1983: "Лобовой щиток это, "морда", по-другому. Я когда мотороллер покупал, на нем же не было ни хрена. Ну, как это без щитка? Не годится. Вот чего, казалось бы, щиток сделать - ерунда, а нет его. И купить негде. Не продавались они тогда... Ну, я к соседу - он у меня на заводе работал, а там в те времена чего хочешь делали. И канистры из нержавеющей, и бочки под квашеную капусту нержавеющие, и коленвалы под трофейные "опели" делали. Короче, чего хочешь. Только договориться надо было. Он сам делал иль просил кого - не знаю. А расплачивался я с ним спиртом медицинским - я ж тогда в больнице работал, он у меня не переводился... Это-то просто сделано - просто согнули да вырезали из листа нержавейки. А оргстекло я к нему уже сам приделал. Просто согнул его на огне... А баб этих, - это уже сын налепил, когда из армии пришел. Он в Германии служил, вот оттуда этих наклеек и привез. Модно это тогда было. Наши-то таких не делали. Зато щас этой порнухи полно в каждом киоске..." Неужели вы не чувствуете в этих текстах интонации позднего Мандельштама во взрывчатой смеси с Андреем Платоновым? Это насчет литературной части.
Что касается визуальной - от наделанного коломенцами впору удавиться не только изготовителям концептуальных мощей, помещенных в реликварий "Золотой книги", но и создателям изумительного течения в итальянском искусстве, называвшегося Arte povera ("Бедное искусство"), возникшего в 1960-е годы. К сожалению, большинство этих художников уже находится не здесь. И смотрят они на "Собачий столик" из инобытия наверняка без зависти и гнева. Потому что нищие, уродливые, позабытые поделки, собранные Архиповым, - это образцы чистой пластики и примеры памяти, без которой не будет ничего, кроме требования запретить все. А если все же до Коломны не доедете, хотя бы взгляните на сайт www.folkforms.ru. Оттянет от мракобесия. Там не более чем обычная уголовка - воровство нержавейки с военного завода.